Таблица 1. Методики, применяемые в учреждениях социального обслуживания в работе с детьми и семьями, находящимися
в социально опасном положении
1. Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона) |
||
Автор (авторы) методики |
Б. Бурдон |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания. |
Необходимое оборудование: 1-2 бланка корректурной пробы, карандаш, секундомер. |
Проведено исследование индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания несовершеннолетних. |
2. Методика «Как ваш ребенок оценивает внутрисемейные отношения» |
||
Автор (авторы) методики |
Р. Жиль |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. |
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Отношение к определенному лицу выражается количеством выбора данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. |
По итогам обследования детей на предмет оценки внутрисемейных отношений, выявлены проблемы детско-родительских отношений и проведена коррекционная работа с родителями путем применения арт-терапии, психологических приемов и методов, в результате которых в 3 из 8 семей улучшились отношения с членами семьи и психологическое самочувствие несовершеннолетних. Родители интересуются проблемами детей, обсуждают и помогают в их решении. |
3. Методика «Цветовой тест» |
||
Автор (авторы) методики |
М. Люшер |
|
Целевая группа |
Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет (состав группы 10 детей), нуждающихся в социальной реабилитации. |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Выявление индивидуальных особенностей эмоционального развития у детей дошкольного возраста; наличие тревожности и агрессивности, |
Ребенку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся, и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребенком карточки в позиции от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты. |
Способствует определению нервно-психического состояния ребенка, позволяет определить текущие риски. |
4. Методика «Эмоциональная идентификация» |
||
Автор (авторы) методики |
Е.И. Изотова |
|
Целевая группа |
дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет (состав группы 10 детей), нуждающихся в социальной реабилитации. |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Коррекция эмоционально-личностных проблем детей. |
Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, удивление, стыд, спокойствие, отвращение. Сначала детям предлагались изображения, по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем пиктограммы изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображение эмоций с фотографическим. После того как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребенку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. |
Применение метода позволило 20% подростков лучше различать эмоции, как свои, так и чужие. |
5. Методика «Тест школьной тревожности Филлипса» |
||
Автор (авторы) методики |
Бемман Филлипс |
|
Целевая группа |
воспитанники отделения для несовершеннолетних в возрасте 7-11 лет |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. |
Процедура: тестирование проводится индивидуально с каждым ребенком до групповой работы по программе и после нее, с целью отследить возможные изменения в эмоциональной сфере каждого участника. |
Первичная диагностика детей показала: у более 20% опрошенных детей - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, они имеют явно выраженную тревожность, 10% опрошенных имеют страх самовыражения, у 10% - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
6. Методика «Шкала явной тревожности CMAS» |
||
Автор (авторы) методики |
A.CastanedaB.R.Mc.Candless, D.S.Palermo адаптация детского варианта шкалы А.М.Прихожан |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние в возрасте 7-11 лет. |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Выявление тревожности как относительно устойчивого образования у детей. |
Процедура: тестирование проводится индивидуально с каждым ребенком до групповой работы по программе и после нее, с целью отследить возможные изменения в эмоциональной сфере каждого участника. |
Первичная диагностика: детей показала: 50% опрошенных детей имеют явно повышенную тревожность, которая носит «разлитой», генерализированный характер; 30 % опрошенных детей имеют очень высокую тревожность, что составляет «группу риска». |
7. Методика «Семейная жизнь глазами матери» |
||
Автор (авторы) методики |
Е. Шеффер и Р. Белла, адаптация Т. В. Нещерет |
|
Целевая группа |
Матери детей с ОВЗ и матери ведущие асоциальный образ жизни. |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Изучение отношения матерей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). |
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения матери к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются детско-родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия, или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержатся в "ключе" методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки. |
В результате применения методики «Семейная жизнь глазами матери» были составлены индивидуальные программы для коррекционной работы с 6 семьями, в результате чего, улучшился морально-психологический климат в 2 семьях. Матери изменили тактику поведения в отношении своих детей, приобрели и используют навыки взвешенного подхода к оценке ситуации в семье. У детей улучшился показатель эмоциональной привязанности к родителям. У остальных семей положительные изменения в поведении проявляются ситуативно. |
8. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) два варианта – для родителей детей и подростков |
||
Автор (авторы) методики |
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. |
|
Целевая группа |
Родители и подростки |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика позволяет |
Опросник АВС включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 отражают основные стили семейного воспитания; 12, 13, 17 и 18 шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-15 шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19 и 20-я шкалы – работу механизмов семейной интеграции. |
Обследовано 18 семей, проведено 6 консилиумов. |
9. Метод генограммы |
||
Автор (авторы) методики |
М. Боуэн |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации и их родители |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Определение ресурсов ребенка и семьи в целом, изучение социального окружения членов семьи, оценивание возможности использования этих ресурсов для нормализации внутрисемейных отношений и преодоления трудной жизненной ситуации. |
Генограмма - это метод, который исключительно полезен для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему и будущему. |
30 семьям составление и применение метода генограммы помогло мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения для того чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, провоцируют появление негативных эмоциональных переживаний. |
10. Методика «Моя линия жизни» |
||
Автор (авторы) методики |
А.В. Черникова |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Выявить ресурсные и проблемные этапы жизни ребенка, обратить его внимание на собственные ресурсы, и возможность их использования |
На листе бумаги чертится горизонтальная линия. Слева отмечается крайняя точка линии – это начало жизненного пути. От этой точки по линии слева направо откладываются равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отмечается точка – это сегодняшний день. Необходимо представить, что получившаяся линия является графическим изображением жизненного пути. Начинать надо слева. Вспомнить первые три года жизни. Карандашом раскрасить, рассматриваемый отрезок, цветом (цветами), для отображения основных настроений, эмоций, переживаний этого периода. То же самое проделывается со всеми остальными отрезками жизненного пути». |
У 12% подростков наблюдается четкое переосмысление жизненных ценностей, у 8% укрепляется школьная мотивация. |
11. Методика «Мотивированное интервьюирование» |
||
Автор (авторы) методики |
Т. Андерсен, К. Томмервик (Центр аддитивного поведения «Ладе» г. Тронхейм, Норвегия) |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, родители |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Мотивация респондента на изменение поведения, снижение уровня агрессивного поведения |
Коррекционный метод, использующийся при работе с детьми и родителями, позволяющий замотивировать респондента к изменениям в жизни, используется для коррекции и профилактики агрессивного и девиантного поведения |
С помощью метода удается изменить базовые установки в решении проблемы непосещения школы, зависимого поведения у 10% подростков. |
12. Метод акцентуации характера по А.Е. Личко |
||
Автор (авторы) методики |
А.Е. Личко |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, родители |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Выявление степени риска в среде подростков по типу акцентуаций характера |
Диагностическое обследование подростка, включающие в себя наблюдение, социальный анамнез (анализ), психологическое тестирование, направленное на создание профиля личности подростка, где показаны преобладающие типы акцентуации характера. |
В 40% случаев удалось определить наименьшие точки сопротивления в соответствии с выявленными акцентуациями. На основании проведенной диагностики были выработаны рекомендации для сотрудников учреждения, родителей и самих несовершеннолетних, которые помогли справиться с острым стрессовым состоянием подростков. |
13. Метод «Медиация – восстановительное правосудие» |
||
Автор (авторы) методики |
- |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, родители (законные представители, супружеские пары) |
|
Цель, задачи методики |
Описание методики (процедура проведения) |
Результат |
Примирение конфликтующих сторон, урегулирование спора между сторонами (может применяться в семейных, трудовых, экономических спорах) |
Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, |
Заключено 2 договора о примирении сторон (составлены 2 протокола о результатах встречи). |
Таблица 2. Технологии, программы, применяемые в учреждениях социального обслуживания в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
1. Программа «Правовое воспитание» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОАУСОН «Ковдорский КЦСОН» |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации их родители |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Формирование правового сознания и повышение правовой грамотности и культуры несовершеннолетних. |
Используемые методы: обучение, беседы, наблюдение, психолого-педагогическое сопровождение,подбор заданий по нарастанию степени трудности, использование дозированной помощи воспитателя, коллективная работа.
|
Анализ индивидуальных результатов работы каждого ребенка по программе, подтверждает положительную динамику в расширении правового кругозора, знаний о правовых документах, о правилах и нормах поведения, об ответственности за совершенные правонарушения, сроках наступления ответственности и степени наказания за содеянное. |
2. Информационно-профилактическая программа «Сталкер» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района» (научно-производственная фирма «Амалтея» С.-Петербург) |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации (воспитанники приюта в возрасте 10-17 лет) |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. |
Информационно-профилактическая программа «Сталкер», - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков, разработана научно-производственной фирмой «Амалтея» С.-Петербург. Программа содержит методическое пособие с подробными рекомендациями по работе. В нём описывается методика психологического обследования детей среднего и старшего возраста с использованием специального программного обеспечения и даётся интерпретация полученных результатов. Включено описание стратегии проведения психологических тренингов, ролевых игр и информационных занятий по темам: наркомания, алкоголизм, табакокурение, СПИД, стресс. План работы по каждой из предложенной тем предполагает: психологическое тестирование; теоретическое занятие; психологический тренинг; повторное психологическое тестирование. |
За время реализации в учреждении данной программы ни один из воспитанников приюта не поставлен на учет у врача-нарколога. Благодаря реализации комплексной работы по программе «Сталкер» у воспитанников формируется: |
3. Программа «Островок здоровья» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН» |
|
Целевая группа |
Дети в возрасте от 7 до 18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. |
Реализация осуществляется в рамках разработанной системы внеклассной работы по формированию здорового образа жизни, в которой одновременно участвуют и воспитатели, и дети, и родители. Все проведенные мероприятия – это продукт совместной деятельности. В данной работе участвуют не только успешные ребята, но и воспитанники, которым отказ от своего образа жизни дается с трудом. При этом у них открываются способности, которые раньше не наблюдались. Своими успехами они делятся с друзьями, тем самым вовлекая их в подобного рода деятельность, отвлекая от влияния улицы. Все проводимые мероприятия учитывают способности, интересы подростков, их жизненные планы, установки с позиций устойчивой потребности быть физически и психически здоровым, вести здоровый образ жизни. |
Оценивая свое участие в программе дети отмечают возникновение интереса к спорту и здоровому образу жизни. Они отказываются от вредных привычек, уходят с улиц и уводят за собой своих товарищей в спортивные секции. |
4. Программа «Реабилитация неблагополучной семьи» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОАУСОН «Оленегорский КЦСОН» |
|
Целевая группа |
Проблемные (асоциальные) семьи, воспитывающие детей |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Оказание помощи семьям группы риска и профилактика социального сиротства, восстановление утраченных семейных связей, укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации, оказание медико-психолого-педагогической, социально-правовой помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию и их семьям. |
Внедряются новые стратегии и технологии социальной работы, в результате применения которых стабилизируется семейная ситуация, улучшается санитарное состояние жилья, изменяется социальный статус семьи, происходит урегулирование межличностных отношений. В план профилактической работы с семьёй также включено проведение индивидуальных бесед, круглых столов и ситуативных практикумов, направленных на оказание социально-правовой помощи, формирование знаний правовых документов в области семейного права, профилактику семейного неблагополучия и восстановление благоприятной для воспитания ребёнка семейной среды. |
В результате реализации программы стабилизируется семейная ситуация, улучшается санитарное состояние жилья, изменяется социальный статус семьи, происходит урегулирование межличностных отношений. |
5. Родительский клуб «Семья» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОАУСОН «Печенгский КЦСОН» |
|
Целевая группа |
семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Содействие развитию педагогической, психологической компетентности родителей. |
Клуб «Семья» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов. Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами Центра складываются доброжелательные отношения. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. На втором этапе родителям даются практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у специалистов Центра по интересующим их проблемам. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
|
Улучшились детско-родительские отношения, наблюдается снижение конфликтности между родителями и детьми – 4 семьи. Родители стали чаще обращаться к специалистам Центра со своими проблемами. Опрос родителей показал: удовлетворенность работой специалистов Центра составила 95%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 90 %. |
6. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Патриоты России» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района» |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Формирование основ патриотизма – качеств человека, которые составляют его коммуникативную, гражданскую и социальную активность; развитие творческих и интеллектуальных способностей; воспитание гордости за свою Родину и ее историю. |
Подготовительный: |
Участники программы усвоили такие ключевые понятия как патриотизм, героизм, гражданство; отмечают развитие творческих способностей; позитивного отношения к окружающему миру; любви и бережного отношения к родной природе. |
7. Технология социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» |
|
Целевая группа |
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Создание условий для преодоления кризисной ситуации целевых групп в результате комплексной деятельности специалистов, составляющих систему социального сопровождения, а также побуждающих клиента к приобретению своего социального опыта, к раскрытию своих способностей и повышению социальной, педагогической и психологической культур.
|
Организационный этап – решение организационных вопросов деятельности по реализации технологии:
Практический этап – осуществление комплексных мер по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации
Заключительный этап – анализ результатов реализации технологии, при необходимости внесение корректировок в содержание, представление результатов.
|
- повышение уровня социальной компетентности семей, находящихся на социальном сопровождении; |
8. Программа развития навыков ненасильственного поведения «Гармония отношений» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» |
|
Целевая группа |
несовершеннолетние подросткового возраста |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Развитие навыков взаимоотношений, основанных на понимании, уважении другого человека, развитие навыков сотрудничества, снижение напряженности и агрессивности в общении со сверстниками, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
|
Подготовительный |
Участники приобрели теоретические знания и практические навыки бесконфликтного общения и конструктивного выражения негативных эмоций; возросла активность подростков в общении, возросла терпимость к мнениям окружающих (не совпадающих с мнением подростка), желание искать компромисс, сотрудничать. |
9. Программа «Мы вместе» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» |
|
Целевая группа |
Семьи с детьми, находящиеся в кризисной ситуации |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Возвращение воспитанников Центра в кровную семью
помочь научиться управлять своими эмоциями и освоить способы саморегуляции; родителям выработать навыки рефлексии. |
Первый блок «Изучение и сопровождение семьи» (диагностический) направлен на изучение образа жизни семьи, внутрисемейных взаимоотношений, социально-бытовых условий, выявление особенностей семейного воспитания посредством проведения предварительной, оперативной и итоговой диагностики. |
По итогам программы отмечалось улучшение детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей, стабилизация эмоционального состояния детей и родителей.
|
10. Программа программы «Право на выбор!» |
||
Автор (авторы) программы |
ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» |
|
Целевая группа |
Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации |
|
Цель, задачи программы |
Описание программы (процедура проведения) |
Результат |
Профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, формирование у несовершеннолетних ценностных ориентаций и социальных навыков. |
Используемые методики и технологии: элементы арт-терапевтических, телесно-ориентированных, игровых и медиативных техник и методов, психодиагностические методики «Мандала», «Лесенка»
|
Проведено 20 занятий (1 цикл) с несовершеннолетними |
- ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН» Реабилитационно-развивающая программа «Анималотерапия для детей от 6 до18 лет находящихся в трудной жизненной ситуации»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»: «Право на выбор»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»: «Радужные капельки»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:«Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:Тренинговое занятие «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»: «Гармония отношений»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»: Тренинговое занятие «Медиа-безопасность»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:Тренинговое занятие «Мой телефон доверия»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»: «Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:Цикл занятий «Моя вселенная прав»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:Цикл занятий «Давайте жить дружно!»
- ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»: Программа по физическому воспитанию «Развитие»
- ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»:«Экология для всех».
- ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»:Программа по патриотическому воспитанию «Я - гражданин России»
- ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»: Программа адаптированных психокорекционых занятий по профилактике тревожности у воспитанников младшего и среднего школьного возраста
- ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН»: Психокоррекционная программа
- ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН»: "Развитие интеллектуальных способностей и общей осведомленности у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями»
- ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН»:«Релакс»
- ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:«Тюленетерапия»
- ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»:«Вернем гармонию в семью»
- ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»:«Счастье в здоровье»