Коммуникация возникает в тот момент, когда один человек посылает сообщение другому человеку в речевой или неречевой форме. Если собеседник отвечает на сообщение, завязывается диалог и начинается общение.
Некоторые дети не могут использовать вербальную форму коммуникации в силу нарушений развития (например, при тяжелых формах ДЦП, в сложных случаях РДА, при синдроме Дауна, и других нарушениях развития). Именно в таких случаях необходимо своевременно поддержать развитие ребенка.
В нашем учреждении в отделении социальной реабилитации детей-инвалидов с марта 2023 года проводится работа с "PECS”.
"PECS» — это система дополнительной и альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек с изображениями, разработанная компанией «Pyramid Educational Consultants, Inc». Была создана и разработана для детей с РАС в 1985 году в рамках Делавэрской программы по аутизму под руководством доктора философии Энди Бонди, и магистра и сертифицированного логопеда Лори Фрост.
Главная цель – дать ребёнку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, но при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов. Для общения используют картинки (карточки pecs).
Суть этого этапа проста - внимание ребенка привлекают (иногда это очень тяжело сделать) на знакомый и любимый предмет. Потом ребенок должен обменять его на карточку (изображение предмета). Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая количество предметов и карточек. Запоминание карточек даст хороший толчок к улучшению общего и интеллектуального развития, систематизации и анализу вербального языка.
Поэтому использование системы альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей – это большой шаг вперёд к взаимодействию и коммуникации.