«Подросток, агрессия и социальные сети»

Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Наряду с изучением СМИ ставятся и коммуникативные отношения между их потребителями. В настоящее время ими являются разные возрастные категории общества, но большинство    несовершеннолетних. В данной статье будет описываться коммуникация детей и подростков в социальных сетях и такое явление как агрессия.

Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассмат­ривается в рамках психологии и педагогики, но сейчас появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении, а именно — агрессия подростков в се­ти Интернет, в частности, в социальных сетях.  

Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении последних лет с того времени, как появился такой ресурс как Интернет, среди подростков нередким явлением стала агрессия, которая влечёт за собой негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.

"Агрессия (лат. aggressio — нападение) и агрессоры всегда оценива­ются резко отрицательно, как выражение культа грубой силы. В основном под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоре­чащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт".

В настоящее время существует множество типологий и форм проявления агрессии. Можно выделить   следующие ее виды: враждебная, имеющая целью причинение жертве страданий, и инструментальная, когда нападение на других не имеет цели причинить вред. 

Говоря об агрессии в социальных сетях, следует отметить, что она прак­тически исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. В результате проведенного анализа мы можем назвать   наиболее рас­пространенные формы агрессивного сетевого поведения:

1). троллинг;  

Собственно, термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде, это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений, с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер - тролль. Хотя анонимность присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.  Он может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю или буллинг. Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Троллинг в этой стратегии рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.

Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики:

  1.  троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах.
  2.  он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества.
  3.  необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.

Тролль-комментатор.  Как правило, целью троллинга-комментатора, является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

 Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства

2). кибербуллинга — агрессивное, умышленное действие, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

 Через социальные сети и сообщества в интернете распространение любой информации происходит молниеносно. Один клик – и унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные изображения, слухи достигают огромного количества адресатов. Используя сотовые телефоны, интернет, киберпрогрессоры круглые сутки могут запугивать своих жертв, создавая у них иллюзию полного контроля их жизни и поведения. Интернет-технологии позволяют сохранить их анонимность, поэтому дети в условиях, когда они не могут определить, кто является источником их мучений, боятся мести за привлечение к проблеме родителей и учителей. Дети часто боятся рассказывать о применяемом к ним кибер-насилии, так как испытывают страх, что они будут наказаны за «донос». Анонимность и связанная с этим безнаказанность приводят к «растормаживанию» агрессора: процесс увлекает подростка, и его методы становятся более жестокими и наносят все больший вред жертве.

Для кибер - прогрессора не обязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников, чтобы чувствовать свое превосходство. Через интернет возможность унизить, оскорбить, терроризировать реализуется только с помощью компьютера или мобильного телефона. Однажды попав в Сеть, информация остается там надолго, циркулируя и появляясь в разных информационных интернет - ресурсах. Этот факт обусловливает длительное травмирующее воздействие на психику ребенка, который является объектом насмешек и унижений, формирует его низкую самооценку, зачастую приводит к депрессивным состояниям, не исключая и суицидальные последствия.

Кибербуллинг может выйти из границ интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе. Дети и подростки, не оценивая последствий своих действий, выкладывают большой объем личной информации в интернет на своих страницах в социальных сетях, которая может быть использована агрессором в целях запугивания своего объекта.  

 Интернет таит в себе возможности для оскорбительного поведения, травли, которые представляют собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера. К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный. В современном интернет-пространстве постоянно возникают новые термины, быстро становясь для него вполне привычными. Но подчас разобраться, что же значит то или иное слово, достаточно сложно. Рассмотрим несколько вариантов:

 

Флуд, как и многие интернет-термины, пришло из английского языка. Английское слово flood означает «наводнение» и его значение в интернете чем-то похоже на первоначальное, хоть и используется в метафорическом, переносном смысле. Флуд - это бессмысленные, пустые, не относящиеся к теме сообщения от пользователей. Соответственно, «флудить» - значить, разговаривать не по теме. В интернете множество ресурсов посвящено вполне конкретным темам и обсуждениям. Если на такой сайт, в тему форума или группы приходят пользователи, которые заводят разговор о другом событии, их сообщения называют флудом.  Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов. Флудить можно как от незнания специфики обсуждения, так и намеренно.  Намеренный флуд может быть связан с разными причинами: желание несоблюдения правил, действие назло другим пользователям, издевательство над ними, накрутка количества сообщений или даже хакерская атака. Некоторые пользователи в виде флуда посылают один запрос или одно сообщение много раз, таким образом перекрывая запросы других пользователей и засоряя пространство форума или группы. Правила некоторых игр в сетевом пространстве запрещают игрокам посылать сразу несколько сообщений от своего лица, называя и это тоже флудом.

В качестве наказания за флуд модераторы или администраторы сайта используют предупреждение и даже бан пользователя - временный или постоянный. Обычно большие проблемы с флудерами - людьми, распространяющими флуд - возникают там, где модераторы или администраторы ресурса не следят за своими ветками обсуждений. При наличие такого контроля пользователи стараются придерживаться общепринятых норм и правил. Если человек по ошибке пишет сообщение в неправильную тему или для такого сообщения есть более подходящая ему тема, модераторы обычно сразу же направляют пользователя в правильное русло. В остальных случаях флуд бывает больше похож на спам, поэтому подобные сообщения быстро удаляются.



Негативная сторона флуда проявляется прежде всего в том, что он мешает пользователям общаться по выбранной теме разговора, сбивает их с толку и даже вызывает неконтролируемые споры.  

- Оффто́пик — любое сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Оффтопиком может считаться: запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена;

письмо в почтовой рассылке, не соответствующее теме рассылки и т.д.

Оффтопик рассматривается как нарушение сетевого этикета, поскольку размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что приводит к необозримости круга обсуждаемых вопросов и отпугивает тех читателей, у которых нет времени на прочтение сообщений, отдаляющихся от их собственного круга интересов.

                                                                                                                     Что такое спам и как с ним бороться?

 - Спам – это электронная рассылка разного рода рекламы людям, которые не давали своего согласия на ее получение. Спам называют еще сетевым мусором.

Термин «спам» произошел от названия мясных консервов «SPiced hAM» (в переводе «острая ветчина»). Эти консервы предназначались для употребления американскими солдатами во время Второй мировой войны. По окончании войны остались огромные запасы этих консервов – и их надо было срочно сбыть. В этих целях компания-производитель консервов Hormel Foods организовала беспрецедентную по тем временам рекламную акцию. Слово SPAM встречалось людям везде: на фасадах зданий, в печатных изданиях, на транспортных средствах и витринах магазинов.

 

   

В зависимости от направленности и целей распространения нежелательной рекламы, различают следующие виды спама:

 

  • Почтовый спам. Наиболее распространенный и самый неприятный вид спама. Это массовая рассылка рекламы в виде электронных писем без согласия адресата. Почтовый спам может оказаться вредоносным, поскольку часто содержит вирусы.
  • Спам на блогах. Размещение рекламы на блоге, не согласованное с его владельцем, в виде ссылки на сайт в подписи комментатора или ссылки в самом комментарии (часто имеет место и то, и другое).
  • Спам на форумах. Рассылка рекламных сообщений пользователям форума без их на то согласия.
  • Выскакивающие окна (pop-up), распространенные на сайтах развлекательной тематики и сайтах «для взрослых», также считаются одним из видов спама.
  • Поисковый спам (веб-спам). Сайты в Сети, созданные для изменения результатов поиска в поисковых системах. В результате эти сайты, отображаясь по определенным запросам в выдаче поисковых систем, вводят в заблуждение пользователей.

 

 

Почему нужно бороться со спамом?

 



Кроме того, что это ненужный мусор, он может содержать еще и вредоносные вирусы, которые могут включить компьютер ничего не ведающего пользователя в спамерскую сеть. Некоторые спам-рассылки содержат послания мошеннического содержания, которые также могут ввести в заблуждение неопытного юзера. Также массовые спам-рассылки могут генерировать трафик в больших количествах, что приводит к торможению работы Интернета.

 

Несколько несложных приемов помогут значительно сократить количество спама в вашем почтовом ящике.

 

  • Не оставляйте адрес электронной почты где попало, особенно на форумах или в интернет-сообществах, т.е. на публичных сетевых ресурсах.  
  • Ни в коем случае нельзя отвечать на спамерские письма!  Итак, один из ответов на вопрос как бороться со спамом – игнорировать его.
  • Один из способов борьбы со спамом – установка спам-фильтров, специальных программ, которые включают в себя многие почтовые клиенты.  

 

 

 -  Флейм происходит от английского слова flame и дословно переводится как «пламя, огонь или страсть». То есть флейм – это фактически ожесточенный спор ради спора в интернет-пространстве. Когда многие участники уже забыли о том, с чего начался спор, перешли на личностные оскорбления, претензии на почве религии, национальности, пола и профессиональных навыков, – всё это яркие признаки флейма на форуме. Основной причиной флейма является внесение определенными участниками форума реплик, которые не соответствуют созданной теме.  Само собой, данная ситуация влечет за собой раздражение и гнев остальных участников дискуссии,  В этой ситуации необходимо разобраться, человек это сделал намеренно или просто случайно залез не на ту ветку форума. Флейм может быть специальным и случайным.

По своим признакам флейм можно разделить на два вида – инициативный и реактивный. Инициативный флейм подразумевает собой появление неуравновешенного активного агрессора, который оскорбляет всех участников форума, как по отдельности, так и все сообщество. Реактивный флейм встречается тогда, когда любая, даже самая безобидная реплика не по теме, вызывает неадекватную реакцию других собеседников.

Самой надежной защитой от любых флеймеров и неуравновешенных хамов на форумах является полное их игнорирование. Отвечая флеймеру, вы сами себя втягиваете в агрессивную дискуссию. Перед тем, как писать ему гневный ответ, полный всех ваших самых ярких впечатлений, лучше еще раз перечитать написанное, несколько раз глубоко вдохнуть, и ваша злость пройдет сама собой.

 

Несмотря на все свои очевидные недостатки, флейм имеет и некоторые положительные черты. Он позволяет выпустить агрессию, сидя за компьютером и не выходя на улицу, может дать новый импульс уже заглохшей дискуссии, наполнив ее новыми красками. В этом ситуации очень многое зависит от модератора форума, который должен направлять участников дискуссии в нужное русло, тем самым обращая своего врага в своего союзника. Ко всему прочему, сами владельцы форумов часто провоцируют собеседников флеймом для того, чтобы поднять посещаемость своих сайтов.



 Дигидон- злостные нарушители у которых нарушение этикета или правила конкретной площадки являются нормой.

Таким образом, даже безобидный мобильный телефон может создать серьезную проблему во взаимоотношениях в классе или школе - проблему, с которой надо уметь работать педагогу-психологу, классному руководителю, социальному педагогу. При этом важно не только своевременно и правильно реагировать на каждый такой инцидент, но и выстраивать систему профилактической работы с учащимися по предотвращению подобных случаев.

Профилактическая работа психолога, классного руководителя, социального педагога должна строиться исходя из понимания причин подобного поведения детей. Назовем наиболее значимые из них.

Причина первая: отсутствие «мобильной» и правовой культуры. Ребенку никто не говорил о том, можно делать с помощью мобильного телефона, компьютера что - нет. Современный мир сформировал своеобразный «мобильный» этикет - правила применения мобильного телефона, но никто детей с этими нормами не знакомит и не объясняет, что за подобные негативные деяния подростки и их родители несут административную и уголовную ответственность. Часто съемки и дальнейшее распространение роликов, фиксирующих сцены насилия, рассматриваются детьми как «прикольные» действия, а об ответственности за них они даже не догадываются.

К сожалению, покупая детям дорогие телефоны, родители не то что забывают, а просто не видят причин для того, чтобы объяснять детям, «что такое хорошо, а что такое плохо» в использовании мобильника. Они даже не предполагают, что их ребенок может найти неприемлемое применение возможностям своего телефона.

Причина вторая: размытость моральных норм в обществе и негативное влияние СМИ и Интернета. Подобные вещи дети и подростки видят на экранах телевизоров, в Интернете и считают такое поведение вполне допустимым. На телевидении даже поощряют «мобильных репортеров», которые записывают «интересные, необычные сюжеты». А в Интернете существует ряд сайтов, куда можно загружать ролики со сценами насилия. Как правило, такие ресурсы пользуются популярностью, и загрузить туда ролик «круто». С такими установками надо обязательно работать, заменяя их на позитивные и толерантные.

Кроме того, бывают случаи, когда дети записывают драку на видео, а взрослые стоят рядом и смотрят, поскольку считают это «забавой» и ждут окончания схватки. Тем самым они поощряют детей к насилию, давая им понять, что подобное поведение одобряемо.

Третья причина, по которой дети снимают жестокие ролики, - ограниченный арсенал моделей поведения, отсутствие у них знаний о конструктивных способах общения. Часто ситуация усугубляется тем, что сами взрослые с детства учат детей агрессивным приемам разрешения конфликтов.

Четвертая причина - невозможность самореализации в хороших, позитивных поступках и нахождение негативных путей получения внимания и одобрения.

Методы профилактики.

Можно наметить приоритетные направления в области профилактики «видеоагрессии»:

•        Формирование правовой культуры детей, разъяснение того, как можно и как нельзя использовать мобильный телефон для взаимодействия с другими людьми, знакомство с правовыми последствиями подобных деяний, демонстрация конструктивных способов использования телефона для организации досуга.

•        Формирование умения отделять хорошее от плохого и делать нравственный выбор не на основе слепого подражания, а на основе собственных взвешенных решений.

•        Формирование конструктивных способов поведения и разрешения конфликтов.

•        Формирование «моды» на позитивное использование мобильных гаджетов, на толерантное общение в Интернете.

•        Повышение компетентности родителей в области конструктивных взаимодействий с ребенком и трансляции ему позитивных нравственных ценностей.

•        Создание условий для самореализации и успешности каждого ребенка в социуме (школа, семья).

Говоря о профилактической работе, важно отметить, что необходимо очень аккуратно подходить к разговору о правовых последствиях «видеошалостей». Дозированная информация необходима для адекватной оценки ребенком последствий своих действий. Вместе с тем чрезмерное запугивание может привести к обратной реакции - стремлению тайно повторять запретные действия.

Технологии профилактики должны быть ненавязчивыми. Нужно корректно показывать ребенку конструктивное решение проблемы или способ поведения. Обучение должно быть основано на деятельности: учащиеся сами открывают приемлемые формы решения проблемы и делают для себя выводы. Все специалисты, работающие с детьми, совершающими негативные действия по отношению к окружающим, должны выступать единой командой. Причем надо стараться подключить к ней и родителей.

Ка уберечь ребенка от кибербуллинга? Внимательно относитесь к тому, как он пользуется интернетом, задайте временные рамки нахождения в Сети. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет проявляться агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением вовремя и после общения с кем-либо в Интернете.

Научите детей правилам интернет-общения. Объясните, что анонимность не должна приводить к вседозволенности, что интернет-общение должно быть дружественным, в нем недопустима агрессия по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать. С другой стороны, дети должны уметь правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ остановить хулигана – отвечать ему полным игнорированием.

Обязательно расскажите, какую личную информацию никогда не нужно выкладывать в Сеть (например, адрес и телефон). Обсудите, как может быть использована та или иная информация интернет-хулиганами. Интересуйтесь успехами ребенка в освоении Сети, показывайте ему, какие в ней заложены возможности и как ими воспользоваться. Старайтесь вызвать интерес к развивающим ресурсам. Если вы узнали, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.

Начало формыКонец формы  Заключение

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально-агрессивное поведение.

Проблема агрессии сложна и многогранна, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались её изучением, хотя прийти к общему мнению в данном вопросе не удалось.

Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.

С появлением СМИ актуальность коммуникативной агрессии, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания.

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.

В основе «эпидемии» словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.

Проблема агрессивности в сети - заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. В основу метода решения данной задачи положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.

Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин.

 

                                                                   Вам родители.

Что же делать для того, чтобы оградить вашего ребенка от психологических травм, полученных в результате интернет-травли? У нас есть несколько советов:

  1. Для начала отнеситесь к этому всерьез — придется уделить солидное количество времени, парой минут тут не отделаешься.
  2. Не ждите, пока ребенок придет к вам и расскажет о проблеме. Возможно, это никогда не случится. Начинать этот разговор придется вам.
  3. Разумеется, у каждого человека должно быть личное пространство. Но пускать виртуальную жизнь ребенка на самотек не следует. Изучите, чем он занимается в соцсетях, для начала добавьте его в друзья везде, где у вас есть учетные записи (как ни странно, так делают лишь 20% родителей — давайте улучшим эти цифры).
  4. Поговорите с ребенком о том, что ему стоит рассказать вам, если у него начнутся проблемы с онлайн-травлей. Расскажите, что это масштабное явление, подобное происходит не с ним одним: так ему будет проще понять, что проблема не в нем самом.
  5. Ни в коем случае не следует использовать тотальный запрет — отбирать телефон, отключать Интернет. Это именно та причина, по которой дети зачастую боятся идти с проблемой к родителям.
  6. Обязательно проведите с ребенком хотя бы короткую обзорную беседу об онлайн-безопасности и конфиденциальности. Расскажите о настройках приватности в соцсетях — о том, что следует настроить в соцсетях, чтобы не делиться личной информацией с чужими людьми.
  7. Для того чтобы более эффективно оградить ребенка от нежелательных явлений в Сети и в первую очередь понять, насколько серьезно положение в вашем случае, следует использовать инструменты родительского контроля. 

В наше время дети начинают рано знакомиться с интернетом. В сети ребенка могут подстерегать опасности, которые он не в состоянии распознать и оценить, например, интернет-агрессия. Для того чтобы сделать контакт ребенка с интернетом безопасным и осмысленным, важно, чтобы вы были в курсе того, чем занимается в сети ваше чадо, и совместно открывать новое во "всемирной паутине".

Всего Вам доброго!