Программа "Путь к себе"

Целевая группа: клиенты, проживающие в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Цель:  содействие психологическому здоровью клиентов, проживающих в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и постинтернатной адаптации со службой детский телефон доверия.

Задачи:

- диагностика психологических трудностей клиентов Отделения;

- оказание индивидуальной и групповой консультативной помощи по преодолению существующих затруднений, выработка рекомендаций для самостоятельного решения ими различных психологических проблем;

- оказание экстренной психологической помощи и длительное сопровождение клиента в процессе индивидуального консультирования в ходе проживания в Отделении.

 

Этапы реализации программы:

1.Установочный блок

Цель:  сбор информации об особенностях семейной ситуации женщины, установление контакта, формирование мотивации на психологическую работу, достижение договоренности на длительную и систематическую работу с психологом.

Данный этап работы включает в себя следующие мероприятия:

- информирование женщин о целях, формах, ожидаемых результатах психологической (диагностической, консультативной и коррекционной работы);

- анализ полученной информации.

 

2. Диагностический блок

Цель: получение необходимой диагностической информации с целью выявления затруднений и формулирования основных направлений работы с женщиной и ребенком.

 

3. Основной блок (коррекционный)

Цель: создание социально-психологических условий для развивающей и коррекционной работы с клиентом.

 

Основные направления работы с женщинами:

- коррекция эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта;

  - создание условий для активизации внутренних ресурсов по преодолению трудной жизненной ситуации;

- в сфере детско-родительских отношений: коррекция негативных и развитие адекватных установок по отношению к материнству, создание условий для приобретения женщиной практических навыков эффективного взаимодействия с ребенком (детьми);

-  обучение навыкам распознавания, выражения и контроля эмоций;

- снижение общего уровня враждебности и агрессивности;

- снижение уровня тревоги, выраженности страхов и опасений;

-  повышение самооценки женщины, развитие самоуважения;

- развитие навыков целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

 

Основные направления работы с несовершеннолетними:

- установление доверительного контакта с ребенком;

- обучение навыкам распознавания и выражения (вербальным и невербальным) чувств и эмоций;

- обучение социально приемлемым способам выражения агрессии, развитие навыков ее контроля;

- восстановление и развитие позитивного представления о себе, самопринятия и самоуважения;

- развитие социальных навыков ребенка;

- коррекция уровня детских страхов, враждебности и агрессивности;

- снижение личностной тревожности;

- помощь в формировании адекватных представлений о себе, семейной ситуации, окружающих людях.

 

Методы работы:

- теоретические методы: анализ научной литературы по вопросам личностных особенностей женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, переживших насилие (физическое, эмоциональное, экономическое, сексуальное), специфики взаимодействия с ними;

- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы качественной и количественной обработки данных);

- практические методы: беседа, информирование, убеждение, доверительный диалог, ролевое проигрывание.

 

Методы и приемы: психологическая коррекция,  психологическое консультирование, арт-терапевтической помощи, песочная терапия, метод гештальт-терапии, эмоционально-образная терапия.

 

4. Аналитический блок

Цель: оценка эффективности проведенной развивающей и коррекционной работы.

Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в ходе работы и  по окончанию работы с каждым клиентом. Результаты сопоставляются с материалами диагностического исследования при поступлении в Отделение, делаются выводы относительно динамики изменений, а также на основе отзывов клиентов.

 

Ожидаемый результат:

- снижение степени выраженности эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта у клиента;

- повышение способности выстраивать доверительные отношения с окружающими людьми;

- укрепление умения защищать себя, устанавливать приемлемые границы безопасности;

- развитие и укрепление адекватных установок по отношению к воспитанию детей, исключение методов насильственного дисциплинирования, более частое применение эффективных приемов общения с ребенком;

-  развитие у клиента  умения пользоваться своими внутренними ресурсами для преодоления затруднительных ситуаций в будущем;

- развитие умения правильно определять и называть свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие, управлять ими и использовать полученный навык в общении с окружающими людьми;

- повышение способности контролировать негативные эмоции и использовать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- повышение самоуважения клиента, чувства собственного достоинства, знания своих сильных сторон;

- наличие у клиента устойчивой мотивации на дальнейшие изменения.