Метод семейные групповые конференции (СГК)

Семейная  групповая конференция (СГК)  — это групповая встреча членов семьи в очень широком значении этого определения. На встречу приглашаются родственники, близкие  для членов семьи люди: это могут быть соседи, друзья или сотрудники. На встречу приглашаются  специалисты, различных служб, которые могут оказать услуги, необходимые семье для разрешения возникшей проблемы.

Семейные конференции базируются скорее на традиционных ценностях,   описанных с помощью научной теории. Это касается теоретических исследований развития личности,  идентичности детей и подростков, преданности родственным связям, семьи как социальной системы. Соответствующие теории рассматривают  вопросы развития  личности подростка и его самоидентификации  с учётом  родственных отношений и семьи как системы. Эти теоретические концепции соответствуют представлению служб социальной защиты о том, что для человека, который получает социальную помощь, наиболее полезным является  подход, который требует от  семьи активного отношения и  стимулирует членов семьи  использовать в решении проблем собственные ресурсы.

Метод «Семейные   групповые конференции» отвечает этическому принципу, согласно которому человек  отвечает за свои действия, при этом  уважая личные взгляды членов семьи относительно путей решения имеющихся проблем.

Изменение в образе мышления. В системе социальной защиты метод «Семейные групповые конференции» является новым подходом в нашем отношении к потребителям социальных услуг. Ядром модели является изменение взаимоотношений.

    Специалисты, работающие с семьёй, рассматривают членов семьи не как   людей, которые нуждаются в помощи, а как граждан, которым могут быть полезны услуги, которые предлагают службы социальной защиты. За последние несколько лет была разработана методика, которая базируется на понятии «спрос на услуги», где очень важным является вопрос обучения  работников сферы социальной защиты, образования и др. учреждений, работающих с семьями и детьми,  инновационным технологиям, помогающим  потребителям наилучшим образом, определяя для этого их нужды и формулировании их требований. Процесс подготовки специалистов – это важный процесс. Однако, неравенство  между потребителями социальных услуг (семьёй) и работниками, которые их предоставляют, остается, т.к.  человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи, почти  невозможно  находиться в равном положении с человеком, к которому он обращается за помощью.

Когда люди сталкиваются  лицом к лицу с трудностями и реакцией общества на их жизнь, то предлагаемая семье  поддержка и забота ориентируется главным образом на материальное и другие виды обеспечения. При этом  активно задействована только небольшая часть семьи и специалисты. Такой подход становится односторонним.

Семья сама избирает форму социальной защиты. Метод   «Семейные групповые  конференции»  базируется на том, что на определенном этапе работы с семьей  заявитель  (социальный работник, учитель, воспитатель, член семьи) обращается с просьбой провести СГК к независимому координатору, который подбирает семье  независимого ведущего, отвечающего потребностям данной семьи. Независимый ведущий готовит семейную групповую встречу, собирая  вместе всех заинтересованных людей, как членов семьи, так и представителей ее социального окружения. Задача независимого ведущего – мобилизовать все ресурсы  семьи и пригласить специалистов. После того, как на  первом этапе встречи члены семьи разъяснят причину  встречи и  специалисты представят семье, какие услуги могут  оказать  специалисты из приглашенных организаций, семья остаётся одна.  В семейном кругу, без присутствия посторонних людей (координатора, специалистов социальных служб, инициатора проведения СГК) участники СГК обсуждают проблему и разрабатывают план ее решения с помощью собственных ресурсов. Таким образом, решение проблемы перестает зависеть  от специалистов. Семья  берёт ответственность на себя за решение собственных проблем.

При таком подходе потребителям предоставляется возможность сформулировать собственные нужды в услугах и помощи служб социальной защиты, это содействует их более ответственному отношению и увеличивает шансы на то, что помощь будет эффективной.

Семейная групповая конференция – это метод, который в наибольшей степени отвечает запросам клиентов, что представляет возможность и право семье и её социальному окружению чувствовать ответственность за возникшие проблемы и за поиск решений  данных проблем.

В основе СГК лежат основополагающие принципы и ценности:

  • Уважение к тому, что все люди разные.
  • Доступность и открытость информации.
  • Выражение мнения без осуждения.
  • Стремление к единодушию и согласованности мнений.
  • Ясность  минимальных требований для всех членов семьи (т.е требований специалистов, которые необходимо учесть  при обсуждении решения).
  • Желание преодолеть кризис.
  • Максимальные возможности для самостоятельности в принятии решения.
  • Вовлечённость членов семьи  в планирование и проведение встречи.

Основные положения работы с методом:

  • Это инновационная модель принятия решения, основанная на силах и возможностях самой семьи.
  • Полноправным и единственным хозяином встречи является семья и её ближайшее окружение(семья определяет участников, назначает время и место встречи, организует чаепитие, разрабатывает свой план –т.е делает всё с учётом своей культуры  и сложившихся традиций).
  • Семейный совет проводит независимый ведущий нейтральный человек, который не имеет отношения к данной семье и не влияет  на принятие семьёй решения и разработку плана.
  • Семье предоставляется право на получение информации, на личное время, на безусловное  принятие плана, если он безопасен для ребёнка.
  • Дети принимают участие в  СГК.

Сфера применения метода:

  • Прогулы в школе.
  • Уходы из дома.
  • Конфликты.
  • Употребление алкоголя, наркотиков.
  • Трудности адаптации детей  в приёмных семьях.
  • Трудности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

План Семейной групповой  конференции:

1этапОбмен мнениями. Представление координатором всех участников. Разъяснение членами семьи причины встречи.

Выступление специалистов, которые разъясняют семье информацию юридического характера или предоставляют информацию о тех видах социальных услуг, которыми семья может воспользоваться для решения своей проблемной ситуации.

2этап. Личное время семьи. Разработка плана семьей. На это время  независимый ведущий, специалисты удаляются из комнаты. Семья самостоятельно обсуждает случившееся и принимает решение. Процесс может  длиться несколько часов. Все это время независимый ведущий находится в соседнем помещении. В случае необходимости семья может обратиться к нему за помощью.

3 этап. Принятие плана. Представление плана семьи независимому ведущему (кто, что делает и в какие сроки).  Независимый ведущий  уточняет отдельные пункты на предмет их реалистичности и непричинения вреда третьим лицам. План принимается, если он безопасен для ребёнка и не противоречит закону. Каждый член семьи подписывает план, в том, числе и ребёнок. (В конференции участвуют дети, достигшие возраста 10 лет).

  • Когда определение проблемы  и необходимой поддержки зависит от самих членов семьи, то вероятность успешного решения  проблемы возрастает.
  • Для того, чтобы люди сами справлялись со своими проблемами, необходимо дать им возможность  самостоятельно предлагать пути решения. В этом заключается смысл нового метода принятия решений.
  • Наблюдение и контроль за выполнением плана лежит на независимом ведущем. После завершения выполнения плана, случай закрывается. Срок выполнения плана различен (от 1до 3 месяцев). Если план не срабатывает, ищутся другие способы оказания помощи семье.

Результат:

Исследования свидетельствуют, что люди могут очень хорошо определить свои проблемы и разработать соответствующий план. На основе этого плана специалисты различных служб могут предоставлять нужные услуги. Заслуживает внимания тот факт, что 20 % разработанных планов не предусматривали предоставление услуг службами социальной защиты, то есть, семьи сами смогли найти выход из сложной ситуации с помощью собственных ресурсов.