Интернет-конференция «Трудный подросток»

«Дети – зеркало наших ошибок»

Как попробовать исправить это зеркало и не разбить его?

 

Что значит «трудный» подросток?

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Известно, что развитие ребенка не совершается плавно, равномерно. На этом пути есть своего рода узловые пункты, фазы наиболее резких, скачкообразных изменений.
Первый такой скачок происходит в 3—4 года, второй—в 7—8 лет, третий в 12—18. Этот последний период, так называемый переходный, или пубертатный, возраст, является наиболее сложным и требующим особого внимания.

За относительно короткое время в организме совершается глубокая физиологическая перестройка. Быстрый скачок роста, связанный с интенсивным, но неравномерным развитием желез внутренней секреции, может вызвать временное нарушение гармонии не только в деятельности внутренних органов, но и в психике подростка.
В последние десятилетия ученые все чаще отмечают, что в связи с ускорением физического развития увеличился разрыв между физическим и психическим созреванием. Но еще важнее то, что более резкой стала и неравномерность психического развития, свойственная переходному возрасту. В этих условиях подростку тем более необходимы бережное отношение, понимание, дружеская помощь и разумная поддержка.

 

 

В чем выражается переходный возраст?

Переходный возраст пора дисгармонии. Поведение подростка становится неустойчивым, настроение — переменчивым. Его буквально захлестывает волна новых, неведомых раньше чувств и переживаний.

Эмоции подростка хотя и очень ярки, но тоже неустойчивы, а подчас и противоречивы: чувствительность может сочетаться в нем с черствостью, особенно по отношению к близким; самонадеянность — с застенчивостью и неуверенностью в себе; чрезмерная наивность и доверчивость — с пренебрежительным отношением к авторитету взрослых; потребность в деятельности — с недостаточной целеустремленностью.

Появляется повышенный интерес к своей личности, и болезненно воспринимается ее оценка другими. Чрезмерно критичный к окружающим, подросток малокритичен к себе, повышенно раним, обидчив. Его суждения часто очень категоричны, решения импульсивны.

В этот период могут возникать внутренние конфликты, связанные с несовладением желаний и возможностей, с разрывом между силой пробуждающегося полового инстинкта и требованиями социальной среды, моральными установками самого подростка.

Специалисты различают две фазы переходного возраста: он начинается с негативной фазы, когда дисгармоничность развития выражена наиболее резко, и заканчивается позитивной, когда постепенно наступает гармония. Вторая фаза начинается примерно в 16 лет и растягивается порой на 3—4 года. В это время половое созревание заканчивается, повышается сопротивляемость внешним раздражителям. На этом фоне в основном завершается и формирование личности—подросток становится молодым человеком, подымается на новую ступень физической и психической зрелости.

Процесс психического созревания может протекать и относительно спокойно и очень бурно. Отягощенному его течению способствуют перенесенные нейро-инфекции, травмы головы, частые и тяжелые общие заболевания, ослабляющие организм. Но, пожалуй, самое неблагоприятное воздействие оказывает длительная конфликтная ситуация в семье и особенно алкоголизм родителей.

Когда возрастная дисгармония психического развития выражена особенно резко, она может проявляться не только снижением умственной работоспособности, раздражительностью, упрямством, неустойчивостью внимания, но и частыми вспышками гнева, склонностью к бродяжничеству, к антисоциальным поступкам.

Грубое обращение, частые наказания, ущемление интересов, постоянно ощущаемый недостаток внимания или же, наоборот, неотступная обременительная опека вызывают реакцию протеста, которая выражается в стремлении все делать назло, наоборот, наперекор предъявляемым требованиям. Подобного рода реакции могут быть присущи вполне нормальным детям и подросткам, но у трудных они приобретают особо выраженный характер.

Реакция отказа — это тоже протест, но протест своеобразный, пассивный, чаще развивающийся у ослабленных, малоактивных детей. В ответ на неприятные переживания такой ребенок замыкается, становится неконтактным, отказывается, допустим, готовить уроки, заниматься какими-то своими обычными делами.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей—их психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Это выражается в повышенной внушаемости и подражательности, неумении соотносить свои поступки с нормами поведения, слабости логического мышления. Им чужда борьба мотивов, они не знают мук выбора собственного решения, то есть мыслят и поступают еще очень по-детски, импульсивно.

У мальчиков нередко появляется повышенная возбудимость. Они вспыльчивы, готовы разрешать возникающие конфликты сразу и бурно, легко вступают в драку. Могут становиться мстительными, злопамятными, проявлять жестокость, например, в обращении с животными.

Девочкам с неуравновешенной психикой чаще всего свойственно поведение истерического типа. Они держатся театрально, склонны к позерству, постоянно стремятся играть какую-то роль, не терпят равнодушия к себе. На самые незначительные обиды они могут реагировать громкими рыданиями, заламыванием рук, рвотой, ощущением комка в горле, онемения конечностей. Внешне очень эмоциональные, они часто внутренне холодны, даже черствы, их привязанности изменчивы и поверхностны.

К категории трудных педагоги обычно не причисляют чрезмерно робких, нерешительных подростков. Действительно, в школьном коллективе с ними бывает мало хлопот. Из боязни произвести плохое впечатление, вызвать нарекания в свой адрес они стремятся все, что им поручают, делать вовремя и тщательно. К тому же они избегают конфликтных ситуаций, стараются быть незаметными.

Но им-то как раз особенно необходимы помощь и поддержка. Часть таких подростков отличается мнительностью, склонностью к навязчивым сомнениям, страхам. Они страдают нарушениями сна, у них часто болит голова. Им очень мешает собственная подавленность, им кажется, что они хуже других.

 

Трудный ребенок. Почему он такой?

Очень важно знать, что для трудных подростков нередко характерна большая зависимость от условий и особенностей окружающей микросреды.

Характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и сразу в подростковом возрасте.

Наверное, причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка. Ведь растущий ребенок недаром сравнивается с губкой: познавая окружающий мир, он воспринимает не только хорошее, полезное, доброе, но и плохое. Неслучайно говорится: в воспитании без трудностей не бывает. Очень важно умение родителей поддерживать, культивировать в ребенке все хорошее и противодействовать плохому, предупреждать закрепление негативного. Все это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики.   Главное правило в воспитании трудных детей – стремление сотрудничеству. Важно бороться с трудным ребенком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нем.

Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, жесты, мимика, действия и поступки, тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребенку, собственное поведение. Чтобы найти верные способы воздействия в конкретном случае, необходимо всю информацию о ребенке тщательно анализировать, продумывая свои действия на несколько ходов вперед.

Очень важно уметь контролировать   свои   эмоции, сдерживать гнев или негодование. Находить обходные пути для выражения отрицательных эмоций. Можно использовать следующие способы борьбы с собственной раздражительностью:

  • сосчитайте до 10, глубоко вздохните или выйдете из комнаты, остыньте;
  • не торопитесь обвинять или делать резкие суждения, постарайтесь быть объективными к ребенку.

Нужно помнить, что «трудные» подростки, как правило, озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. У них отсутствует совестливость, чувство вины. «Трудные» дети часто бывают лживыми. Причины возникновения лживости у детей различны, но они чаще всего связаны с их образом жизни в семье. Избалованный ребенок лжет, чтобы не выполнять какую-либо работу или поручение. Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие. Ребенок становится лживым, наблюдая нечестный образ жизни родителей.

Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в их жизни, они оказались обделенными радостью общения с любящими людьми.
Можно посоветовать родителям: не отгораживайтесь от «трудного», не пытайтесь «не замечать» его проделок - очень быстро они перерастают в поступки, иногда в преступления. Только любовью, вниманием, заботой, терпением можно излечить израненную душу ребенка.

 

Причины возникновения «трудных» подростков

1. биологические причины:

  • нарушения центральной нервной системы;
  • несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  • неравномерность полового созревания;
  • аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
  • наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания).

2. социальные причины:

  • социальный статус района;
  • пассивность общественности;
  • педагогические ошибки воспитателей;
  • неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  • стиль преподавания в школе;
  • трудность школьных программ;
  • неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  • воспитание детей в жестокой семье;
  • многодетные семьи;

3. психологические:

  • конфликт ролей у подростка;
  • конфликт уровня притязаний и самооценки;
  • конфликт со взрослыми;
  • конфликт со сверстниками;
  • сексуальный конфликт;
  • неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  • неразвитость самосознания;
  • неадекватная самооценка;
  • личностный кризис;

4. комплексные причины:

  • общесоциальные причины;
  • социально-демографические причины;
  • социально-правовые причины;
  • социально-медицинские причины;
  • организационно-управленческие причины.

 

Поведенческие реакции подростков.

  1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
  2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
  3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
  4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований.
  5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
  6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям).
  7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.

 

Типичные ошибки родителей

  1. «При уступчивости дети получают распущенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И. Кант). При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
  2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
  3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
  4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
  5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
  6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
  7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
  8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.


Основные причины осложнения отношений в подростковом возрасте с ребенком:

  • Родители неадекватно относятся к своему ребенку и требуют от него делать поступки, которые не соответствуют возрасту и уровню развития. Это может быть как переоценка возраста – относиться слишком по взрослому, так и недооценка – относиться как к малышу;
  • Родители проявляют непоследовательность воспитательных процессов, у ребенка нет четких правил, что можно, а что нельзя, всё зависит от настроения родителей;
  • Оба родителя резко противоречат друг другу в правилах воспитания, только путая ребенка и сбивая его ориентиры, часто заставляя становиться на сторону отца или матери и организовывать внутренние семейные «войны» против кого-то;
  • Родители давят на ребенка, объявляя, что это они главные, и что всё чего ребенок добился было сделано благодаря родителям. Таким образом, они лишают подростка права на самореализацию, на собственные чувства, достижения, личную жизнь и личное пространство;
  • Родители не устанавливают с ребенком дружеские отношения, не вникают в его проблемы и не пытаются искренне помочь, занимаясь своими делами. При этом часто можно услышать оправдание родителей, которые говорят, что заняты работой, чтобы обеспечивать детей… но на самом деле это лишь оправдание;
  • Родители впадают в крайности либо разрешая подросту почти всё, либо почти всё запрещая. В любом случае это приводит к негативным результатам;
  • Родители неадекватно реагируют на поступки сына или дочери и не поддерживают их в стремлениях: не ценят достижений или устраивают скандал за откровенные признания;
  • Отец или мать стараются вырастить из ребенка идеальный образ себя самого. То есть они свои проблемы и неудачи в жизни стараются (часто с благими намерениями) наложить на ребенка и как бы исправить их в своем сыне или дочери. Забывая при этом, что у последних своя жизнь, и они не хотят быть «точно, как папа, но только лучше», они хотят быть самими собой.

Не существует универсального совета, как вести себя так чтобы ваш трудный ребенок стал вас слушаться, и всё стало «как прежде». Каждый случай индивидуален и требует соответствующего рассмотрения. Но одно можно сказать с уверенностью, родителям не надо отстраняться от ребенка, не надо лгать ему и самим себе. Надо честно разбирать трудные проблемы и пытаться решить их.

 

 

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: "Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда "посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

• не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

• не трогать личные вещи,

• не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование — скрытый конфликт

 Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его. Сюда же можно отнести воспитание "без запретов”. Установка родителей на детскую "свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется. Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

 4. Конфликт опеки

По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в "диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но "деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто "срываются” и "восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности. Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям "медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят "маменькиных сыночков и дочек”. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, "стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть. Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

5. Конфликт родительской авторитетности. "Шоковая терапия”

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: "А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов. Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой. Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, "холодной” войны.

И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Скачать документ: