«Новая – мама, новый – папа»

      «Дети улицы», «лишние дети», «дети с трудной судьбой» — острейшая проблема нашего времени. Какие причины заставляют родителей отдавать детей в руки судьбы и государства? Что происходит и кто в этом виноват?

       В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях мы часто встречаемся с такими понятиями как сиротство и социальное сиротство. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» - определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство – актуальные проблемы современности.

Вот основные виды сиротства:

  • собственно, сироты – это дети, чьи родители умерли;
  • дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  • дети родителей, лишенных родительских прав;
  • дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
  • домашние сироты – дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. В лучшем случае, они чужие друг другу, в худшем — находятся в антагонистических отношениях.

История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности. Еще в 879 году в летописи упоминалось, что после смерти родителей заботу о ребенке-сироте несли опекуны – ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Нередко сироты попадали в монастыри. В то время даже появилось понятие «монастырские детеныши». Вспоминаются случаи, когда младенцев оставляли на пороге монастырей или обеспеченных домов. Христианские устои общества не допускали рождение детей вне брака, но отказ от рожденного ребенка считался еще более страшным грехом. Общество презирало таких людей.

Чаще дети становились сиротами в том случае, когда их родители уходили из жизни. И так на протяжении всей истории нашей страны болезни, войны, нищета способствовали развитию сиротства. Государство, церковь и весь общественный уклад в целом становились опорой в жизни осиротевших детей.

XX век со своими тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), революцией 1917 года, террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов породил истоки социального сиротства в России. Коммунистические социальные концепции того времени сознательно уменьшали роль семьи в обществе. Регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. Один из супругов с легкостью мог расторгнуть брак, даже не ставя другого в известность. А с разрушением культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. И тогда, впервые за многовековую историю, стали появляться «отказные» дети. Матери передавали детей государству под расписку, в которой отказывались брать на себя ответственность за воспитание.

Прошли годы. Мир вошел в XXI век. Изменилась жизнь, изменились нравы. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны.  

Основная причина социального сиротства сегодня – добровольный отказ родителей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка. В основном отказ происходит от новорожденного в родильном доме. Отказ от ребенка подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители могут изменить решение, и ребенка возвратят в семью.

Случается, принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны и т.д.

Почему в сознании таких людей нет цели и истинных ценностей? Исследования показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации, низких зарплатах и безработице граждан, вызванных экономическим кризисом и социальной деградацией. Институт семьи по-прежнему не представляет ценности для людей, о чем свидетельствуют многочисленные разводы.

В последние несколько лет распространено так называемое скрытое социальное сиротство. Его провоцирует ухудшающаяся жизнь части семей, падение нравственных устоев, изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи. У ребенка появляются новые родители, он начинает привязываться к ним, но и они в силу каких-то своих соображений отказываются от него. Комплексы и осознание своей ненужности останутся с человеком, возможно, на всю жизнь.

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается.

Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.

Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, воспитанного в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.

Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

 При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь мы даем обзор таких форм, причем каждый тип семейного устройства сопровождаем кратким и более подробным описанием, в которых представлены различные детали и особенности их создания. Все они отличаются друг у друга и каждой есть свои достоинства и ограничения, поэтому можно подобрать для конкретного случая, конкретного ребенка и конкретных приемных родителей подходящий вариант.

 

 УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Ребенок становится полноправным членом семьи. Это единственная форма, где усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

Следует, однако, отметить, что многие эксперты считают, что фактически эта форма не слишком хорошо подходит для детей старше определенного возраста. Во-первых, подавляющее большинство усыновителей стремятся принять в семью детей самого маленького возраста, во-вторых, для детей-подростков важную, возможно, даже более важную роль, нежели семья, приобретает позитивное сообщество сверстников. Поэтому существует мнение, что для таких детей опекунская и приемная семья или патронат – более приемлемые формы.

Причем усыновить можно только сироту, то есть, ребенка, который имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Усыновить ребенка, родители которого не лишены родительских прав – невозможно. По той причине, что эта форма предполагает, что ребенок утрачивает правовую связь с биологической семьей.  

Со дня вступления в законную силу решения суда между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком, с другой стороны, возникают такие же права (имущественные и неимущественные) и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье.

Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё.

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ). Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.  Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса.  В случае неисполнения приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

 

ПАТРОНАТ – форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудником учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения.



Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается как бы воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства. Когда ребенок находится в приемной семье, родители должны сами обращаться в органы опеки, и вовсе не всегда они смогут получить ответы на свои вопросы. Патронатное же воспитание предполагает, что они могут в любой момент получить консультацию и помощь от специалистов патронатной службы.

Наличие такой развитой службы часто указывается как необходимое условие патроната. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление.  Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.  При этом считает патронат «наиболее гибкой» формой семейного устройства детей.

Несколько слов об отличии патроната от приемной семьи.

- Во-первых, приемная семья регламентируется, в основном, Федеральным законодательством, а патронат – местным, региональным.

- Во-вторых, приемная семья предполагает договор между органом опеки и родителями, а патронат – официальный прием родителя на работу в качестве «внештатного» сотрудника детского дома или другого учреждения опеки.

 ГОСТЕВОЙ РЕЖИМ (СЕМЬЯ ВЫХОДНОГО ДНЯ) это платная (как в случае приемной семьи) или, чаще, бесплатная (волонтерская) родительская работа по договору с органами опеки (или непосредственно – с детским учреждением, что отличает стратегию и тактику действий в случае выбора такой формы). Это форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ему выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях. На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть, как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так и как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом. Чаще всего она используется как переходная форма, когда, например, будущие опекуны или приемные родители хотят лучше познакомиться с ребенком и понять, как будут складываться их отношения с ним.

Особенности:

  • Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора справок.
  • Возможно взять ребенка/детей, отобранных из многодетных семей или имеющих осужденных родителей, т.к. таким детям бывает сложно найти постоянную семью.
  • Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т. к. они не понимают, почему их берут и возвращают.
  • Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово.

 ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА, организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста — только с их согласия). Он существует в организационно-правовой форме воспитательного учреждения, а создается по решению местных властей — органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, но эти отношения могут сильно варьировать в разных регионах. Отличается он тем, что в нем обычно больше детей, чем в приемных семьях и создатели таких домов часто пользуются и льготами для многодетных, и государственным финансированием, характерным для госучреждений. К этой форме у многих экспертов неоднозначное отношение, хотя она при своем появлении рассматривалась как весьма перспективная.

Многие эксперты считают, что принятие ребенка в семью нужно начинать именно с выбора формы его семейного устройства. На наш взгляд, сделать этот шаг «абстрактно» и сразу достаточно трудно. По крайней мере, до знакомства с конкретным ребенком и без знания того, какие формы семейного устройства в принципе возможны в нашей стране.

 Существует еще одна форма устройства детей, самая распространенная на сегодняшний день, но она не регламентируется ни каким законодательством.  

Это форма – СОЗДАНИЕ НОВОЙ СЕМЬИ. Ни для кого не секрет, что быть мачехой, отчимом – довольно сложная задача. С какими трудностями приходиться сталкиваться женщинам, мужчинам в подобных случаях и что делать, чтобы наладить отношения с новой дочкой или сыном? Даже если вам заранее симпатичен ребенок вашего мужа, жены вы добрая(ый), уравновешенная(ый) и имеете педагогические способности, быть мачехой, отчимом все равно будет довольно сложно. Поэтому нужно набраться терпения и хорошо подготовиться к этой нелегкой роли.

Многие женщины, мужчины при создании новой семьи, когда их избранники имеют детей, находятся в приподнятом настроении, полны радужных ожиданий и надежд. Готовясь к совместной жизни с любимым человеком, они мысленно рисуют картины семейного счастья. Например: "Мы купим камин, поставим рядом диванчик, и зимними вечерами будем играть в настольные игры (читать, валяться, петь караоке)". Но когда торжественные дни позади, и вы собираетесь реализовать свои фантазии, то можете неожиданно натолкнуться на сопротивление домочадцев, которые либо привыкли к определенному порядку в доме, либо не любят настольные игры (читать, петь караоке), либо вообще не понимают, почему вы здесь командуете.

Так что лучше не строить воздушных замков, и готовиться к новому этапу в вашей жизни не как к празднику, а скорее, как к уборке, то есть подойти к делу, "засучив рукава".

Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но дом, порог которого вы переступили, уже не чужой дом. Вы здесь, конечно, хозяйка (ин). При этом, когда вы окинете хозяйским взором уклад семьи и манеры детей, вам наверняка захочется многое переменить. Разумеется, вы хотите перемен к лучшему. Но будьте осторожны! Вы строите свой дом не на пустом месте! У вас уже есть фундамент и даже несущая конструкция. Так как здесь речь идет о живых людях (причем наиболее близких вам), то подход по принципу "старый мир разрушим до основанья, а затем..." совершенно не годится. Примите за основу те правила и традиции, которые сложились в семье еще до вашего прихода. Даже если вы сделали бы все иначе, проявите уважение к тому, что вы получаете "в наследство". В конце концов, это был ваш выбор, значит, эти люди, их взгляды и отношения достойны уважения.

Но при всей осторожности и уважении вы не можете поселиться в доме незаметно, совсем ничего не меняя. Одно ваше появление уже влечет за собой перемены как для мужчины, (женщины) так и для детей. Так что дайте им привыкнуть к новому положению дел, не ускоряйте события, как бы вам этого не хотелось. Лучше, если перемены в доме и в отношениях будут происходить как бы сами собой, с течением времени, а ваша решающая роль в них будет менее заметна. Так вы избежите активного сопротивления, естественного для людей при восприятии нового.

Многие конфликты в семьях с неродными детьми происходят не потому, что мачеха (отчим)что-то делает не так в воспитании ребенка, а потому, что она это делает сразу, полагая, что новая роль автоматически дает права родителя. И это – одна из основных сложностей. Войдя в семью, вы тут же получаете кучу обязанностей по уходу и развитию «чужого» ребёнка. Вполне естественно, что вы ожидаете, что так же получаете и все права, а значит, можете требовать и наказывать. Но зачастую ребенок и даже муж, жена так не думают. Что ж, в одном они, безусловно, правы – любовь и доверие не даются автоматически вместе со штампом в паспорте. Однако со временем их можно заслужить.

Поэтому первое время в семье постарайтесь больше заботиться о ваших отношениях с новым маленьким родственником, а принятие решений о наказаниях и предъявляемых требованиях оставьте для второй половины. Помните, что жесткие действия со стороны мачехи, отчима какими бы справедливыми они не были, вызовут обиды у ребенка и сомнения у его родителя.

Ситуация изменится, когда ваша семья будет уверена, что вы испытываете симпатию и привязанность к ребенку, заботитесь о нем, как о родном, а значит, не будете злоупотреблять своей властью взрослого и не перегнете палку.

Однако, строя отношения, постарайтесь избегать и противоположной крайности – не пытайтесь завоевать любовь ребенка, во всем ему потакая и балуя. Потому что при такой тактике, ситуация может развиваться по двум направлениям. Либо ребенок начнет относиться к вам презрительно, видя, как вы стараетесь быть "добренькой(им)", либо с удовольствием воспользуется благоприятными для него обстоятельствами, но тогда уже ему вряд ли когда-нибудь захочется отказаться от своих привилегий. В последнем случае, вы становитесь заложником своих же действий, получив "ребенка на шее". Причем "снять" его оттуда будет значительно труднее, чем наладить отношения сначала.

Чтобы в будущем, будучи уже семьей, избежать недоразумений, нужно следовать простым правилам:

  • Обсудите с вашим избранником (избранницей) готовность стать семьей не только с вами, но и с вашими детьми. Но избегайте фразы: «Во всяком случае, я буду на стороне ребенка». Ваша половинка и так испытывает ревность, а тут вы подольете масла в огонь.
  • Лучше знакомить ребенка с новым родителем у вас дома. Ведь если малыш будет «принимать новичка» на своей территории, то как хозяин, будет более свободно общаться с ним.
  • Не стоит бояться объяснить ребенку, что вы вновь женитесь (выходите замуж). Расскажите ему, что все в жизни состоит из двух половинок: день-ночь, солнце-луна, мужчина-женщина. И объясните ребенку, что вы его любите и будете любить всегда.

При создании новой семьи, как правило, дети ревнуют своих родителей к новому дяде (тете). Чтобы смягчить эту ситуацию, следите за тем, поровну ли вы разделяете свое внимание между ребенком и второй половинкой.

Проявляя заботу и дружеский интерес, отчим или мачеха не должны рассчитывать на незамедлительную ответную реакцию ребенка, ведь он пока не готов. Стоит подождать, дать ему возможность самому сделать шаг на встречу.

Падчерица или пасынок могут отвергать то, что предлагает отчим (мачеха) и идти на конфликт по любому поводу или даже без повода. В такой ситуации детей необходимо заверить словом и делом, что их не обидят и не заставят делать что-то против желания. Полезными могут стать совместные походы по магазинам, чтобы ребенок мог сам себе что-нибудь выбрать. А главное, он должен знать, что новый родитель - это друг, который защитит и поддержит его в любой ситуации.

Мужчине и женщине, создавшим семью, стоит помнить, что они находятся под контролем ребенка. Если женщина хочет, чтобы в семье сложились добрые отношения, нужно повышать авторитет отчима в глазах ребенка.

Быть отчимом и мачехой трудно. Но то, каким будет его/ее положение в семье, зависит не только от его готовности окружать ребенка заботой и вниманием, но и от отношения к нему/ней жены(мужа), тещи(свекрови). Если все будут стараться «свести мосты» между ребенком и новым членом семьи, то образуется полноценная, дружная семья, в которой никто не будет чувствовать себя ущербным!

 

 

 

 



Анкета для замещающих родителей

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Семейное положение.
  4. Состав семьи.
  5. Жилищные условия.
  6. Место работы, род занятости.
  7. Занятие вне работы (хобби).
  8. Пожелание к полу, возрасту ребенка.
  9. Предпочтительная форма семейного устройства (замещающая, гостевая, приемная, патронат, опека, усыновление, семейный детский дом),

Конец формы